Право необходимо рассматривать в его неразрывной связи с государством, которое их устанавливает и поддерживает, а также устанавливает ответственность на их нарушение. Право всегда формально определено, абстрактно и действует неперсонифицированно и постоянно.
В отличие от права, первобытные регуляторы общества, которые нужно рассматривать в единстве норм "табу", религиозных обрядов, каких-то нравственных норм и т.д., не устанавливались властно государством - тогда и государства то никакого не было. Они исходили из самого общества, были устными и передавались последующим поколениям в том виде, как они были установлены предками. Если кто-то из членов общины нарушал эти "табу", то вопрос о его наказании решался опять-таки, всем обществом, либо его старейшинами. Зачастую нарушение запретов воспринималось не как провинность перед обществом, а как провинность перед Богами, которые это общество защищают. Человек нарушил запрет, а значит прогневил Богов, которые теперь будут неблагосклонны ко всем членам общины.
Наказанием было, чаще всего, либо изгнание, либо казнь.
С того момента, когда запреты стали исходить не от общества, а от выделенного из общества круга управляющих, которые карали за неисполнение норм, тогда можно говорить о зарождении раннего права.
|