Разделение властей - теория, согласно которой государственная власть не должна полностью сосредотачиваться у одного государственного органа, а должна быть разделена на независимые друг от друга, но взаимно контролирующие, ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Теория была впервые предложена Дж. Локком, термин ввел Монтескьё.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая
деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом,
исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной
власти, судебная власть - судами, при этом законодательная,
исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно
независимы.
Следует сказать, что сама власть в государстве - едина, здесь речь идет не о разделении самой власти как явления, а о
разделении функций власти на законотворчество, государственное
управление, правосудие.
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том,
чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными
государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех
полномочий либо большей их части в ведении единого органа
государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить
произвол и иные злоупотребления. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а
также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и
законов, это так называемая "система сдержек и противовесов".
Заметим, что в странах с недемократическим правовым режимом, как правило, принцип разделения властей не признается, или же разделение властей в них закреплено лишь формально.