Религиозная правовые система всегда раскрывается на примере мусульманского права. Эти системы характерны для мусульманских стран Северной Африки, Ближнего Востока, Средней Азии.
Мусульманская правовая система представляет собой модель переплетение права и религии, где религиозным началам отводится гораздо более значительное место. Теологическая основа - идея божественного происхождения как государства так и права - вот основа всех основ мусульманского права. Можно сказать, что мусульманское право - это своеобразная система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права - Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя - открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.
Среди источников мусульманского права обычно выделяют:
1) Коран - священная книга мусульман.Писание, ниспосланное Аллахом пророку Мухаммеду.
2) Сунна - описание жизни Пророка Мухаммеда, собрание преданий о его поступках и высказываниях;
3) Иджма - доктрина, общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями - муфтиями, судьями - кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках.
4) Кийас - суждение по аналогии.
Еще можно выделить Адат - обычай, однако он не получил широкого распространения.
Среди общих черт мусульманского права можно выделить ортодоксальность, консерватизм, казуистичность, несистематизированность, а также абсолютный приоритет запретов и обязанностей, а не каких-либо дозволений.
|